Обновление Мэйдзи

После «Обновления Мэйдзи» (1867 г.) в Японии появляется современная археологическая наука, изучение зеркал становится ее неотъемлемой частью. С постепенным накоплением археологического материала заметное количество находок бронзовых зеркал становится объектом внимания как археологов, так и историков. Зеркала становятся важным археологическим аргументом в дискуссиях о японском государстве, первая из которых состоялась еще в 1911 г.

Одни историки, основываясь на весьма сомнительных и противоречивых данных китайских письменных источников, отстаивали мнение о том, что древнее японское государство располагалось на северном Кюсю. Однако археологи Такахаси Кэндзи (1871-1929) и Томиока Кэндзо (1871-1918) выдвинули гипотезу, что первое японское государство Яматай располагалось в центральной Японии. Их главным аргументом было то, что именно там найдено большинство зеркал, которые они справедливо посчитали одним из атрибутов власти.

Эта дискуссия продолжается до настоящего времени, испытывая пики и спады. Причем речь идет не просто о месте формирования первого японского государства, но и во многом э его характере. Дело в том, что соотнесение государства Яматай с Кюсю позволяет рассматривать его как небольшое местное территориальное образование, не обязательно имеющее какие-либо развитые структуры.

Существование же государства Яматай в районе Кинай позволяет некоторым исследователям говорить о том, что всю территорию от Кюсю и до Китки, то есть практически всю юго-западную Японию, занимало государственное или протогосударственное образование во главе с правителями района Ямато.